4 четверга — маскарон.

Дорогие друзья! Мы продолжаем проект «Четыре четверга».

Сегодня третий четверг марта, и мы посвятим его ещё одному предмету экспозиции 2-й половины XVIII столетия – декоративному элементу подвесной потолочной люстры. Размеры его невелики – всего 15,5 на 12 см. Но название он имеет достаточно интересное – маскарон.

История этого декора уходит в глубокую древность и берёт название от греческого слова «маска». А с позднелатинского оно ещё переводится, как «дух» или «призрак».

Маскарон — это выполненная барельефом или горельефом скульптурная деталь в виде лица человека, головы зверя или мифического существа. Как верили в Древней Греции, их сакральная функция — оберегать храмы, источники и дороги и защищать святые места от тёмных сил, то есть отпугивать незваных гостей. И потому первые маскароны выполнялись в виде гаргулий, и имели устрашающий вид. Известно, что афинский Акрополь защищала огромная голова Медузы, помещенная на его крепостной стене.  В эпоху Ренессанса рельефные и скульптурные маскароны очень активно начали использовать в архитектуре. Как правило, маскарон размещается на видном месте – в замковых камнях арки, над порталами, окнами или дверным проёмом.

Но стиль барокко по богатству маскарон превзошёл все остальные. Теперь данные украшения могли быть использованы и в декоре мебели, и в домашней утвари — люстрах, часах, бра, каминах, печах и даже на колокольчиках.

Со всех сторон в интерьере на входящих смотрели львиные маски, купидоны, лики Нептуна или Медузы, гермы, теламоны, головы варваров с суровыми лицами и спутанными волосами, египетские богини, персонажи древнегреческой мифологии. А также фантастические маски-гротески. Например, виноградные листы, с проступающими человеческими чертами. Они несли аллегории характеров и эмоций – смеха, гримас, страданий. В отличие от устрашающих горгулий маска человека несла нейтральный облик, черты комические или романтики. А в эпоху модерна конца XIX века лики обогатились тайной безымянного женского лица – абстрактным образом истомы, женственности некого существа в странном головном уборе.

В нашем случае речь идет о маскароне в виде лица женщины. А своеобразные лопасти вокруг причёски, как раз и напоминают края сложенных крыльев.

Выполнен элемент в бронзовом литье. А в нижней части имеет небольшое отверстие для крепления к каркасу люстры, которая, к сожалению, не сохранилась.

На втором фото образец люстры с похожим расположением маскарона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*