Продолжаем наш проект «Четыре четверга».
Третий четверг мы посвятим предмету конской упряжи – поддужному колокольчику.
Эта небольшая вещь часто становилась предметом коллекционирования. Данный вид колокольчика называют «поддужным», так как лучшим местом для его крепления служила именно дуга. Хотя подвешивать его могли где угодно: под шеей лошади, на постромках по бокам, на санях и повозках. Поэтому колокольчик называют не только поддужным, но и ямским, дорожным, дужным или упряжным.
С конца XVIII в. до начала XX в., поддужные колокольчики играли заметную роль в народном быту. Они использовались, главным образом, в почтовых и курьерских тройках лошадей, подвешивались под дугой коренника (средней лошади).
Колокольчики служили для ямщиков особым средством оповещения. Вешать их на обычные, «обывательские», повозки запрещалось. А ямщики считались государственными чиновниками, носили форму и перевозили только почтовые грузы, а не пассажиров. В качестве груза были и ценные бандероли, царские приказы, деньги, государственные бумаги. Поэтому работники почты пользовались приоритетом при проезде, им выдавалась «подорожная», благодаря которой меняли лошадей на каждом пропускном пункте. Так что колокольчик на дуге – это была привилегия.
Троечную упряжь с набором бубенцов и колокольчиков называли в старину «ямщицкой гармонью». Под дугой коренника подвешивались поддужные колокольчики. В верхней части дуги прибивалось кольцо, к нему привязывались поводки коренника. Кольцо носило название «зга». Оборот речи «не видно ни зги» обозначало настолько плохую погоду и видимость, что ямщик не видел, находящегося перед ним кольца. Колокольчики привязывали к дуге при помощи сыромятных ремней. Обычно привешивали от 1 до 3 колокольчиков, которые имели разное звучание. Колокольчики изготавливались из медного сплава, в качестве язычка использовались кольцо или кованая серьга из железного сплава.
В нашем случае язычок колокольчика, к сожалению, не сохранился.
Ещё один элемент оформления – это опознавательная надпись. Она расположена по нижнему ободку: «1847 ВЪК МА Евсевій БАРАНОВЪ». И сообщает нам год выпуска предмета, имя и фамилию мастера. Это Евсевий Баранов – представитель одной известной династии литейщиков Рязанской губернии времён Российской империи. Мастер работал в Касимовском колокололитейном центре в 1834–1860 гг.
По нижнему краю предмета видны серьёзные повреждения торцового канта – это следы от трения кожаных ремней упряжи о колокольчик. Что свидетельствует о многолетнем использовании колокольчика по назначению до того, как он стал музейным экспонатом.