В экспозиции музея «Ружанский дворцовый комплекс рода Сапег» в ближайшее время посетители имеют возможность увидеть уникальный экспонат 19 века – настольное зеркало с изображением родового герба. Рама которого выполнена из красного дерева и богато украшена резьбой.
Так сложилось, что много предметов домашнего интерьера из Ружанского дворца, были вывезены в период конфискации имущества рода Сапег в 1832 году. Это были последствия участия Сапег в восстании 1830–1831 годов.
Данное событие – одна из попыток знати вернуть ВКЛ государственность, утерянную после разделов Речи Посполитой. Во главе ее стояли представители польской знати, в их числе были и Сапеги. Историки называют его «шляхетским» и «антиимператорским». Чтобы предупредить распространение волнений на бывшей территории Великого Княжества Литовского, царское правительство направило регулярные войска. В 1831 году в Ружаны вошел Елизаветградский полк и восстание было подавлено.
Тогдашний правитель имения – Евстафий Каэтан Сапега принял участие в восстании, а после его подавления подвергся преследованию и был вынужден уехать для дальнейшего проживания за границу. Сначала князь эмигрировал в Англию, а затем – во Францию. Предложение Николая I о принятии Евстафием присяги на верность императору получило отказ. С этого момента величие рода пошло на убыль.
Но еще раньше его отец – Франтишек – перенес в Деречин много предметов, накопленных в ружанских коллекциях.
На то время все ценности из обоих поместий были перевезены в казну Российской империи. Со дворцов вывезли все коллекции картин и скульптур, архив и уникальную библиотеку. А здания Ружанского дворца были переданы в аренду еврейской семье Пинесов под суконную мануфактуру.
Величественная Ружанская резиденция, потеряв своих владельцев, начала разрушаться.
След Сапеговских вещей дальше теряется и их судьба неизвестна. Известно лишь, что среди изъятого было много ценного. Перечень только описей конфискованного имущества впечатляет – он составил три письма, списанных убористым почерком с двух сторон.
Список изъятых картин составлял 22 листа, серебряных произведений – 18. Описи различных вещей составляли 124 страницы. Множество рукописных страниц включали в себя перечни антиквариата, монет, оружия, золота и т.п. Интересно, что это опись имущества уже значительно разорившегося к тому времени рода. Коллекции рода Сапег в Ружанах и Деречине считались по размерам и ценности вторыми на белорусских землях после Радзивилловских.
На страницах книги воспоминаний Леона Потоцкого можно прочитать его впечатления о посещении дворца в Ружанах через некоторое время после конфискации. В 1834 году он пишет: «… Дворцовый двор весь был заросший травой, на которой паслись козы. В парке аллеи вырублены, фруктовые деревья одичали. Вместо цветов — сорняки. Пруды раскопаны, каналы без воды, а посреди этого всеобщего уничтожения махина руин, которая внешне еще напоминает то, что здесь было много лет назад, а внутри … переделанная под фабрику! Во что же превратились эти комнаты, наполненные всей гордостью востока и запада?! Где, то богатое собрание редких книг, шикарная оружейня?! Где комнаты, в которые (ещё недавно) зачастили гости: епископы, канцлеры, гетманы, воеводы, первейшие магнаты в крае?! Сегодня, в ободранных от ценных обивок, обнаженных от позолоченной панелей, в них стоят верстаки!».
Кроме Ружанского конфисковано было и Деречинское родовое имение. Точный реестр ценностей, перевезенных из Деречина через Белосток в столицу Российской империи (Санкт-Петербург), так и не составили. Деречинский дворец приспосабливается под казармы.
Таким образом, родовые имения были потеряны, а вместе с ними и все ценности, накопленные веками. Начался процесс их инвентаризации и распределения.
В настоящее время мы имеем информацию о некоторых картинах из собрания Сапег, которые находятся в музеях Смоленска. Известно, что в Минских экспозициях хранится потир из Ружанской православной церкви. Есть сведения, что в Петербург было отправлено 287 произведений западноевропейского искусства: 185 из них в Эрмитаже, туда же попали и 22 мраморные скульптуры. 55 картин поступили в Императорскую академию искусств, остальные – в Гатчинский дворец. Из Деречина вывезли десятки французских гобеленов, 48 мозаичных картин, коллекции художественного стекла, мебели, архив древних актов.
Дальше – еще интереснее. Оказывается, Николай I приказал открыть «17 ящиков с картинами и сам сделал их селекцию». Наиболее ценные полотна отправили в Эрмитаж, Академию искусств и дирекцию императорского театра, другие же – в музейные запасники. Менее ценные экземпляры приказали распродать, а некоторые, вроде бы патриотические по содержанию, было решено тут же уничтожить.
Зеркало, переданное сейчас Ружанскому дворцу для временной экспозиции, впечатляет своей красотой и уровнем мастерства мастеров того времени. Ранее этот экспонат уже временно выставлялся в экспозиции Минского музея истории музыкальной и театральной культуры. Сегодня он представлен в одном из залов музея рядом с макетом Ружанского дворца.