Как восстанавливают Ружанский дворцовый комплекс

@ BeltaВ 2008 году началась масштабная реставрация Ружанского дворцового комплекса. Спустя три года восстановили въездные ворота, западный и восточный флигели, где разместился музей. В 2012-м приступили к зданию театрально-манежного корпуса. Строительные работы здесь продолжаются до сих пор. Наши корреспонденты узнали, почему работа над белорусским Версалем растянулась на долгие годы.
В XX веке Ружанский дворец пережил немало. В 1914 году, когда им владели Пинасы, открывшие здесь суконную фабрику, по вине работников случился большой пожар, в котором пострадал главный корпус: полностью сгорела крыша и отдельные перекрытия между этажами. Во время Второй мировой войны был практически разрушен театрально-манежный корпус, от которого осталось полторы стены и частично – передние фронтоны. Дольше всех продержались флигели, где до 1965-го размещались различные производства. Но после их закрытия местные жители разобрали историческое сооружение по кирпичам – себе на стройматериалы. Уцелели только четыре стены – по две у каждого флигеля. Первыми восстанавливать решили именно их, учитывая сохранность, а также относительно небольшие вложения, в сравнении с другими комплексами дворца. После переключились на театрально-манежный корпус по соседству. Главный хранитель фонда Ружанского дворцового комплекса рода Сапег Инна Нечай говорит, что сначала укрепили фундамент:
 
– Затем постепенно занялись восстановлением карнизов стен, боковых и передних фронтонов. В прошлом году сделали внешнюю облицовку и начали накрывать постройку крышей. Эти работы продолжаются. Планируем в октябре все закончить и поставить окна. Дальше – внутренняя отделка. Хотим воссоздать интерьеры театра в стиле барокко, как было при Сапегах, а в манежной части сделать гостиницу и кафе. Но когда это будет реализовано, сказать сложно. Сейчас здание готово примерно на треть.
Медленные темпы реставрации, по словам начальника отдела идеологической работы и по делам молодежи Пружанского райисполкома Александра Момлика, объясняются несколькими причинами:
 
Во-первых, финансирование. В свое время в Министерстве культуры встал вопрос, какой из двух дворцов – Ружанский или Коссовский – будет реставрироваться за счет республиканского бюджета. Выбрали Коссово. Поэтому наш комплекс возрождается частично за счет республиканского бюджета и частично – местного, при этом основная нагрузка ложится на районный бюджет. Во-вторых, «Брестреставрация» предъявляет серьезные требования к аутентичности постройки. Допустим, козырьки на каминах должны быть сделаны из меди, а это дорогостоящий материал. Крыша – из глиняной черепицы, которая тоже стоит немалых денег. Восстанавливаются воздуховоды, хотя печного отопления не будет, – просто как декорация. Это все усложняет и удорожает процесс реставрации. Вкладывать нужно очень много.
Что касается главного корпуса и двух аркад, то по плану их собираются консервировать с частичной реставрацией.
– Учитывая финансовое положение, мы предложили такой вариант с главным корпусом: восстановить недостающие фрагменты стен, расчистить все от поросли, провести раскопки и накрыть крышей, чтобы внутрь здания не поступали осадки и не разрушалась кладка и подвалы, которые находятся под постройкой. У аркад нужно укрепить стены и тоже убрать всю поросль. Это оптимальный вариант, – уверяет Инна Нечай.
О полноценном восстановлении главного корпуса речь не идет. Александр Момлик говорит, что это большой пласт работы, требующий астрономических сумм. Районный бюджет без помощи республики их не потянет.
 
– К тому же возникает вопрос: как эксплуатировать эти здания? Их нужно как-то задействовать, нанять штат, при этом главный корпус должен быть, по возможности, самоокупаемым, а не создавать дыру в местном бюджете. Вкладывая каждый рубль, мы должны понимать, что, помимо сохранения истории, он принесет хоть какую-то прибыль в будущем. Сейчас наш комплекс не может сравниться с Мирским или Несвижским замками ни по количеству посетителей, ни по доходам. Но мы к этому стремимся.
Тем не менее Ружанский дворец интересен туристам: он привлекает своей необычностью. С одной стороны – музей, с другой – главный корпус, не тронутый реставрационными работами. Несмотря на пандемию, в прошлом году здесь побывало 11 тыс. посетителей, что неплохо. В 2021-м уже вышли на средние показатели доковидных времен в 20 тыс. туристов и выполнили план по экскурсиям.
 
– Предлагаем экскурсии не только по музею и дворцу, но и по городскому поселку. Проводим театрализованные встречи гостей и регистрации браков, квест-игры с элементами анимации. Каждый год стараемся добавлять что-то новое, чтобы привлекать людей и самим зарабатывать. Так что перспектива развития Ружанского дворцового комплекса есть, – уверена Инна Нечай.
***

При Сапегах в театрально-манежном корпусе находились галерея и театральный зал на 29 лож, включая королевскую. На сцене были 7-плановые кулисы, позволяющие трижды менять декорации, не прерывая спектаклей. В свое время в местном театре служили 60 актеров и 40 музыкантов.

| Автор: Вадим БАННЫЙ, газета «7 Дней».
| Фото: Павел ОРЛОВСКИЙ, БЕЛТА.

| Источник: БЕЛТА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*