Театральная неделя: «Королевский визит в Ружаны: великолепие, искусство и гостеприимство»

В августе 1784 года король Станислав Август Понятовский отправился из Варшавы в Гродно на Сейм. Это путешествие стало настоящим турне по дворянским усадьбам. За 33 дня король и его свита преодолели около 1 036 км, посетив более 50 имений. Маршрут пролегал через Вегрув, Соколув Подляшский и Браньск, минуя традиционный путь через Белосток.

Особое внимание заслуживает визит короля в Ружаны — резиденцию могущественного рода Сапег. Встречали монарха с королевским размахом: под пушечные залпы, в окружении знати и роскошного убранства. Князь Александр Михал Сапега, канцлер Великого княжества Литовского, лично встретил короля у ворот. Среди гостей были воеводы, генералы, старосты и другие влиятельные персоны, выразившие королю свою преданность. Визит состоялся 12 сентября 1784 года.

Главным событием вечера стала постановка оперетты «L’Arbre enchanté» («Зачарованное дерево») и балета «La Clemence de Titus» («Милосердие Тита»). Эти произведения, исполненные талантливыми певцами и танцорами, были выбраны не случайно. Они отражали дух эпохи Просвещения, столь близкий Станиславу Августу, который сам был большим ценителем театра и музыки. Балетмейстер князя, Пренчинский, преподнес королю печатную партитуру оперы с личным посвящением.

Некоторые источники предполагают, что это была опера на итальянском языке в двух актах Вольфганга Амадея Моцарта, однако Моцарт написал эту оперу только в 1791 году по заказу к коронации императора Леопольда II как короля Богемии, и опера была впервые исполнена в Пражском Сословном театре 6 сентября. Опера основана на популярнейшей пьесе Пьетро Метастазио, написанной еще в 1734 году по мотивам трагедии Пьера Корнеля «Тина» и положенной на музыку многими композиторами, включая И.К.Бахом, К.В.Глюком, Й.А.Хассе, Н.Йомелли, Дж.Д.Скарлатти. В 1752 году неаполитанский театр «Сан-Карло» заказал Глюку сочинение оперы «Милосердие Тита» (La Clemenza di Tito) на либретто Метастазио, возможно, именно эта опера и была представлена ​​в Ружанском дворце как историко-героический балет, поставленный балетмейстером М. Пранчинским.

Визит Станислава Августа в Ружаны стал ярким примером того, как политика, культура и искусство переплетались в жизни Речи Посполитой. Ружаны были не просто резиденцией, но и центром культурной жизни. Театральные постановки, концерты, богатые библиотеки и архивы — все это делало Ружаны местом, где даже король чувствовал себя по-настоящему вдохновленным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*