Театральная неделя: «Мацей Пренчинский — пионер балета Речи Посполитой XVIII века»

Более 10 лет балетом и театром в Ружанах руководил Мацей Пренчинский, который «обещал обучать по приказу канцлера балету мальчиков и девочек, и немедленно занялся постановкой польских комедий и балетов, за что получал 20 красных злотых в месяц, удобное жилье в имении Сапег для себя и своей жены и удобный экипаж на время путешествия». Признавая заслуги и добросовестный труд Пречинского, канцлер в конце концов выделил ему сумму в 20 дукатов в качестве пожизненного жалования, одновременно выделив его жене, в случае смерти Пренчинского, 6 дукатов в месяц в качестве вдовьей пенсии.

Мацей Пренчинский – выдающийся танцор, балетмейстер и первый польский хореограф. Его карьера охватила Польшу, Венецию и Вену, сделав его единственным польским артистом балета XVIII века с международной известностью.

Мацей Пренчинский родился в Белостоке в семье придворного ремесленника Станислава Пренчинского. С 1762 года Мацей начал обучение танцам у итальянского мастера Антонио Путтини. Выступал в придворном театре гетмана Яна Клеменса Браницкого до закрытия труппы в 1771 году.

В 1773–1774 гг. Пренчинский покорил Венецию как primo ballerino serio в театре Сан-Бенедетто. Позже в Вене присоединился к труппе реформатора балета Гаспаро Анджолини, участвуя в постановках вроде «Охотничья партия Генриха IV» и «Сидней и Силли», которые позже перенёс на польскую сцену.

В 1775 году он вернулся в Варшаву, став первым танцором полухарактерного амплуа в труппе Джованни Антонио Сакко. Как хореограф дебютировал с балетом «Сидней и Силли, или Милосердие и благодарность», а также поставил «Диану и Эндимиона» и «Завоевание Золотого руна». Его работа в столичном театре продолжались до 1777 года.

После Варшавы Пренчинский работал при дворах Михаила Клеофаса Огинского в Слониме и Александра Михала Сапеги в Ружанах. В 1784 году он представил балет «Милосердие Тита» королю Станиславу Августу Понятовскому. После смерти Александра Михала Сапеги Пренчинский руководил театром в Вильнюсе, а с 1795 года преподавал танцы в кадетском корпусе и ставил спектакли для генерала Семёна Зорича в Шклове.

Судьба Пренчинского после 1799 года остаётся загадкой, но его вклад в культуру Речи Посполитой неоспорим. Он заложил основы национального балета, соединив европейские традиции с местным колоритом.

Пренчинский — символ эпохи, когда балет Речи Посполитой делал первые шаги к мировому признанию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*