Александр и его жена Магдалена Агнешка из рода Любомирских в нашем местечке поселились в начале 1770-х годов. Как прежде в замке капелла и оркестр выступали с концертами и спектаклями в «музыкальном зале».
С 1773 г. начинается возрождение Ружан. Работы выполнялись под руководством зодчего саксонца Яна Самуэля Беккера.
Замок был перестроен в шикарный дворцовый комплекс. Стиль архитектуры позднего барокко сделал его единственным в своем роде для ВКЛ. Именно тогда была построена театрально-манежная официна — примета новых веяний в архитектуре Европы конца XVIII в. В театре работали около ста человек. Вдохновила на это князя его жена, она сама не раз принимала участие в театральных постановках. В придворных спектаклях значилась под именем Магдалена Сапежина.
По замыслу архитектора помещение разделялось парадной лестницей на две не равные части. С севера чуть более трети корпуса занимал манеж.
А в южной части – театральной, сцена была на треть длиннее зрительного зала. В архитектуре черты итальянской традиции переплелись с новыми веяниями французской архитектуры XVIII ст., например, в решении лож: они выступали вперед и слегка нависали над залом. Ложи уютные и просторные, имели ажурные балюстрады и разделялись коринфскими колонами, располагались в два яруса: 14 – на первом, и 15 – на втором с королевской ложей в центре. Зал по форме напоминал подкову.
Одну треть просторного партера занимали лестница и место для оркестра, которое было ограничено барьерами, выходившими в зал двумя полукругами. Стены украшали резьба и живопись.
Сцена была приспособлена для больших балетных показов и оперных спектаклей, и позволяла за одну пьесу менять декорации несколько раз: благодаря кулисным машинам даже при открытом занавесе до трёх. С двух сторон размещались гардеробные. Но в то же время, по итальянскому образцу, театр не имел парадного фойе и других репрезентативных
помещений.
Проектировщики изучали структуры европейских театров XVIII в. и нашли сходство со старинным театром Чешски-Крумлов. Оказалось, что он обладал высокотехничной по меркам XVII в. машинерией. Под сценой располагался вал, который заставлял двигаться кулисы — по 7 с каждой стороны. Механика была устроена таким образом, что они ходили на колесах по горизонтали.
Зрительный зал был рассчитан примерно на 140 человек. В декоре зала были элементы раннего классицизма.
Более подробно с наглядным материалом по архитектуре ружанского дворца и театра можно ознакомиться в электронной презентации «Театр в Ружанах: прошлое и мечты». В ходе театральной недели её можно увидеть на экране в фойе музея в течении дня.