Театральная неделя: «Судьба ружанского театра: расцвет и упадок»

Сегодня мы расскажем вам о том, что представлял из себя Ружанский театр.

Сцена, приспособленная для больших балетных показов и оперных спектаклей, место для оркестра, гардеробные, богатый набор декораций, кулисные машины, резьба и живопись на стенах и шикарный занавес – всё это несло в себе продуманность и эффектность. Устройство по итальянскому образцу без парадного фойе и репрезентативных помещений, дополнялось в декоре зала элементами раннего классицизма. Театр в документах конца 18 столетия считался одним из крупнейших в Беларуси.

Обычно репертуар был полилингвистическим. Произведения исполнялись на польском, итальянском, французском, немецком, латинском и русском языках. Придворный театр формировался из нескольких трупп – оперной, балетной, драматической и капеллы. Известно, что в Ружанах ещё к 1763 г. существовала капелла из 40 музыкантов «при бубнах и трубах». А при Александре Михале уже сам театр насчитывал 60 артистов и танцоров, и рядом действовала музыкально-оперная школа. Известных музыкантов сюда приглашали из Италии, Польши, Франции, Чехии, Австрии и Германии, но постепенно их заменяли местные талантливые крестьяне, обученные в ней. Здания школы тогда располагались в двух крупных официнах напротив брамы дворца. Особо талантливых крепостных Сапеги отправляли учиться даже в Италию.

Писатель Ю.У. Немцевич, побывав в Ружанах, записал свои впечатления: «Князь Сапега пригласил нас в театр. Зал был новый, чистый, декорации свежие. Актеры, обученные из молодых крестьян, сыграли французскую оперетту Руссо «La devin village» (интермедия «Деревенский колдун» — своего рода комическая оперная версия на французскую национальную тему — авт.), которая мне показалась хорошей. Эта оперетта была поставлена ​​в Ружанском театре в 1778 году. В своих «Воспоминаниях» он еще раз подчеркнул, что великий литовский канцлер А. Сапега «содержал французский и польский театр, состоящий из крестьянских детей, воспитанных в его школе».

В 1775-1776 годах в Ружанах работал капельмейстером и придворным композитором известный итальянский композитор, выдающийся виолончелист и скрипач венецианец Камье Чиприани, которого затем пригласили к себе в Слоним Огинские. Он обучал игре на виолончели крестьянских музыкантов и самого хозяина дворца. Такие услуги весьма хорошо оплачивались. Среди музыкантов, служивших Сапеге, необходимо назвать и известного польского скрипача, и композитора Т.Зигмундовского, который также выступал в Москве при магнатских дворах.

В конце XVIII ст. театральная жизнь в Ружанах угасла. С 1786 г. по 1791 г. постановки ружанской труппы осуществлялись в Деречине. Капелла существовала до 1820 г., а затем и вовсе распущена. За честную работу артисты получили вольную, они смогли устроиться в театрах Варшавы, Петербурга и других театрах России, Европы и самого ВКЛ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*