Расцвет и упадок местечка. Александр Михал Сапега — ключевая фигура в истории Ружан.

Человек, вернувший Ружанам их былое величие был Александр Михал Сапега.. Александр Михал родился 12 сентября 1730 года, был сыном генерала Литовской Артиллерии Казимира Леона и Каролины Радзивил. Занимал должности Полоцкого воеводы и гетмана польного литовского. Был канцлером великим литовским и маршалком Тарговицкой конфедерации. Александр Михал учился в Любартове под началом ксендза Казимира Вятжынского. Был женат на Магдалене Агнешке из рода Любомирских, от которой имел 6 детей.

Во второй половине 18 века Ружаны переходят к Александру Михалу Сапеге. Александр Михал  превосходно перестроил разрушенный  замок, вдохнул в него жизнь и роскошь, где и проживал до кончины. Местечко встрепенулось. Производили ткани, шелковые пояса, обои дамасские, атласы, платья, скатерти, осветительные свечи, кареты, экипажи, выделывали кожу, делали бумагу. Оживил так же торги. Правда привилей на ярмарку вместе с магдебургским правом Ружаны получили еще в 1637 году, но его расширили. Кроме прежних ярмарок ввел большие ярмарки трижды на год: «в русское средопостие, на св. Петра Русского и на Спаса в августе». Поддерживал также все религиозные сооружения, которые были в Ружанах. Александр Михал Сапега приглашает саксонского архитектора Яна Самуэля Беккера, который и занимается перестройкой города и дворца. За свой труд Ян Самуэль Беккер получил пожизненное жалование в размере 2160 злотых, а позже 2520 злотых. Был выполнен огромный объем работ, которые по масштабам превосходили все предыдущие перестройки городка и дворца. В соответствии с “Книгой прихода и расхода имения Ружаны” ремонт и переоборудование ансамбля велись в 1775 – 1777 гг. С левой стороны от дворца был построен театрально-манежный корпус. Левую часть корпуса занял манежный зал с галереей для зрителей. Правую часть этого необычного здания занял театр. Был заложен фундамент картинной галереи. Все строения решались в стиле раннего классицизма. Группа, обслуживающая театр, состояла из 100 лиц (балет, капелла, хор). Эта группа выступала во время разных торжеств также в Деречине и Зельве. Здесь были преимущественно крепостные и вольные польские и французские артисты. В 1786 году театр перенесли в Деречин, где он просуществовал до 1796 года, а капелла — до двадцатых годов XIX века. Возможно, Александр Михал строил театр для своей супруги Магдалены, которая была большой любительницей театра и сама выступала в театральных постановках, которые обычно ставила шляхта.   При театре ружанском были школы: балетная, музыкальная и певческая, в которых учениками были дети подданных.

 Костел святой Троицы, построенный Львом Сапегой в 1617 году, Александр Михал также перестраивает, а в 1787 году фундует каплицу Святой Барбары и записывает на ее содержание 10000 золотых на ружанских владениях и отдает дом над каналом и при нем огород для алтаристов. В 1784-1788 архитектором, Я.С. Беккером была закончена перестройка Петропавловской церкви и монастыря, начатая Кристиной Розой Масальской . Окончено строительство каплицы Святого Казимира на местном кладбище. Строительство связывают с мощами Святого Казимира, которые с середины XVII века хранились в ружанский владениях Сапег. В 1793 году канцлер поручает своему сыну окончить строительство госпиталя для бедных. Также Беккером была построена корчма «Под золотой звездой» в 1778 году.

Как мы видим Александр Михал не жалел средств на перестройку и поддержку Ружан. После его смерти Ружаны переходят его сыну Франтишку, который уезжает жить в Деречин, и с этого времени Ружаны перестают быть центральной резиденцией рода Сапег. Былое величие местечко постепенно теряло, этому способствовали многочисленные войны, проходившие по его территории. Но о прекрасном времени расцвета Ружан нам напоминают архитектурные памятники, которые делают облик поселка незабываемым.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*