Четыре четверга. Кафель XVII века

Мы запускаем онлайн-проект «Четыре четверга».

В рамках проекта каждый четверг июня мы будем знакомить Вас с уникальными предметами из фондов музея.

4 четверга = 4 предмета.

 

И сегодня поговорим про первый экспонат – фрагмент полихромного кафеля.

Начиная с XV в. большое значение в декоративной отделке интерьеров белорусских монументальных гражданских и сакральных сооружений имел кафель. Производство которого и употребление были широко распространены на территории Беларуси. Достаточно сказать, что ни одно строение, замок или дворец, усадьба зажиточного владельца или ратуша, трактир, даже крестьянский дом в XIX–нач. XX вв. не обходились без печей, отделанных кафелем. Кафелем самых разных типов, размеров, цветов, богато декорированным изобразительными мотивами, сюжетами, подчиненными общественным представлениям времени, стилевым особенностям и вкусам населения, уклада его жизни. Бесспорно, кафель стал популярен благодаря роли печи, которую она занимала в жизни человека. А роль эта не только хозяйственная: сохранение огня, приготовление еды, отепление помещения. Построение печи, как свидетельствуют древние предоставления и обряды, была связана с внутренним мировоззрением человека, с его верой в светлые и тёмные силы. Очевидно и то, что печь (её художественное воплощение) тесно сопрягалось с жилым окружением: архитектурой, декоративно-прикладным искусством.

В первой половине XVI в. белорусские мастера овладели высоким искусством изготовления многоцветного полихромного кафеля. Производство такого кафеля было недешёвым, печку из него мог иметь только очень зажиточный человек. Потому и находят такой кафель при раскопках магнатских дворцов или домов зажиточных торговцев и ремесленников.

Откуда попал полихромный кафель в Беларусь, ответить сложно, но несомненно, что это было одно из многочисленных течений итальянского Возрождения, которые дошли до Беларуси в начале XVI в. Колорит включал в себя белый, желтый, светлый и темно-зеленый, голубой, темно-синий и коричневый цвета.

Называли полихромный кафель «цаніннаю» либо «кунштоўнаю». «Цаніннаю» – из-за названия окиси олова «цынны», что придавало глазури приглушенный белый цвет, а «кунштоўнаю» – из-за её высокой стоимости («кошту»), которую определяла сложная технология, сырье, высокий уровень мастерства и, безусловно, художественный вид.

Приобрести такой кафель мог только богатый человек. Поэтому она украшала самые зажиточные дворцы и замки, вносила в интерьер цветную полифонию, где только шикарные, богато декорированные глиняные изделия могли совместиться со стилевым окружением магнатских интерьеров.

Этот музейный предмет представляет собой фрагмент полихромного кафеля, предположительно середины ХVII в., который был найден на территории дворцового комплекса. Ранее мы показывали Вам полихромный кафель с изображением герба и года создания – «1641». Это дает основание считать, что интерьеры дворца Сапег украшали печи из полихромного кафеля.

Скорее всего, рисунок кафеля имел сюжет на тему охоты – излюбленной забавы магнатов. Представленный фрагмент имеет сходство с кафелем 1637 года, который был найден на территории дворца во время исследования южной части дворцового комплекса в 1989 году. На рисунке Юрия Малышевского можно рассмотреть данный вид кафеля. 

Конечно, кроме ценного полихромного кафеля на территории дворцового комплекса встречается и «мураўлёны», с различными рисунками: растений, цветов, геометрическими орнаментами, а также геральдическими изображениями.

Использованный источник: О.А.Трусов «Беларускае кафлярства» — Минск: Полымя, 1993 г. — 49 с.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*

ru Русский
X